Вологодский научный центр Российской академии наук
19.04.202404.2024с 01.01.2024
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

Новый выпуск сетевого журнала «Социальное пространство» Т.6, №1, 2020 г.

Выпуск открывает статья к.э.н. М.В. Морева и к.э.н. Ю.Е. Шматовой «Подходы к определению эмпирических индикаторов социального здоровья», размещенная в рубрике «Социально-экономические исследования».

В статье отражен авторский взгляд на некоторые нюансы теоретического осмысления понятия «социальное здоровье», а также методического инструментария его измерения, которые могут способствовать разработке научно обоснованных рекомендаций органам управления. По мнению авторов, к изучению социального здоровья следует подходить с социологической точки зрения, трактующей его как сложный социальный феномен, возникающий в процессе взаимодействия индивида с социальной средой и отражающий уровень этого взаимодействия. Категорию «социальное здоровье» необходимо рассматривать как показатель социального благополучия индивида, меры адаптированности и социальной активности индивида в обществе. Социальное здоровье отражает уровень социальной адаптации личности, то есть активного субъекта, преобразующего социальную реальность, что имеет важное значение, объясняя тесную связь социального и психического здоровья. В то же время сделан вывод о недостаточности оценки социального здоровья только по распространению социальных заболеваний. Для комплексного и объективного анализа требуется учитывать социальное самочувствие населения, общий психологический фон, создаваемый обществом, в том числе и теми его представителями, которые не имеют никаких социальных патологий.

***

Рубрику «Научные обзоры» представляет статья к.т.н. Н.Н. Шестаковой «Об основных траекториях трансформации образовательно-воспитательного сегмента социального пространства», подготовленная в рамках темы НИР «Стратегическое управление развитием социального сектора экономики регионов России в условиях научно-технологической модернизации и перехода к цифровой экономике».

В настоящее время как в мире в целом, так и в Российской Федерации в частности осознается исчерпанность функционирования системы образования в рамках действующей модели, однако отсутствует определенность по поводу направлений трансформации и контуров будущей системы образования. Эта проблема и определила цель работы: установить основные факторы, ограничения, направления и форматы трансформации образовательно-воспитательного сегмента социального пространства. Под образованием при этом понимается пространство персонального и коллективного развития, а также инструмент эволюции нашей цивилизации. В качестве факторов его трансформации выступают растущая сложность социально-технических систем; увеличивающаяся неэффективность современной системы образования и активное развитие информационно-коммуникационных технологий, математики, когнитивных наук, биофармацевтики и других смежных наук.

Предполагается, что на смену современному нахождению человека в пространстве образования должно прийти формирование образовательного пространства, выстроенного вокруг человека. Воспитательное воздействие в рамках системы образования проявляется через использование как безусловно позитивно понимаемых и принимаемых категорий, так и в определенном смысле неоднозначных понятий. К ключевым направлениям трансформации образовательно-воспитательного сегмента социального пространства и системы образования – как его ядра – могут быть отнесены: перемещение процесса образования в цифровое пространство (безусловный приоритет); глобализация процесса образования как логическое следствие развития цифровых технологий коммуникации; индивидуализация процесса обучения или образования в глобальном цифровом пространстве. По мере расширения образовательных потребностей учащихся и увеличения их потока заходит речь о целесообразности создания образовательных экосистем.

Среди потенциально возможных форматов изменения образовательно-воспитательного сегмента социального пространства могут быть выделены следующие: тотальное внедрение новых образовательных технологий на основе ИКТ; переход к синтетическому или междисциплинарному знанию и синтетическому же обучению; внедрение принципа либерального образования с использованием, например, модели свободных искусств и наук; регионализация подхода к подготовке кадров (в частности на уровне высшего образования) с учетом степени продвижения субъектов РФ по пути к инновационной экономике. В качестве вывода автор констатирует, что предпринимаются попытки построения моделей системы образования или ее трансформации как в мировом сообществе вообще, так и в Российской Федерации в частности.

***

Все номера журнала «Социальное пространство» размещены в открытом доступе на сайте издания.
Все сообщения